Силиконовое сердце суперштата Калифорния

Мы прожили в Силиконовой долине четыре года, много ездили по Калифорнии. Трудно выбрать в Америке лучшее место для жизни и работы.

Калифорния — суперштат Америки

Калифорния удивительно богата сокровищами природы и творений рук человеческих самого разнообразного свойства. 

Пустыни и горы, леса и океанское побережье, Голливуд и Силиконовая долина, штаб-квартиры всемирно известных компаний хайтека и суперспорт, виноделие и самолётостроение, Диснейленд и Стэнфордский университет, всемирно известные города и национальные парки, — всё это Калифорния.

Удивительно, что штат держит лидерство и в хайтеке, и в сельском хозяйстве страны. Если бы он был самостоятельной страной, входил бы в десятку самых крупных производителей мира. По населению штат соразмерен со средней европейской страной.

А ещё Калифорния – самое святое место в Америке. В названиях городов мы видим бесчисленные санта– и сан– 😄. Если не святые, то ангелы (Los Angeles)

Нам выпал джекпот —  работа в престижной хайтековской компании Силиконовой долины.

Один из корпусов компании Хьюлетт Паккард в  городе Пало Алто
Хайтек Калифорнии: один из корпусов компании Хьюлетт Паккард
в  городе Пало Алто, сердце Силиконовой долины

Природа Калифорнии: на Тихоокеанском побережье
Природа Калифорнии: на Тихоокеанском побережье

Природа Калифорнии: в Долине смерти
Природа Калифорнии: в Долине смерти

Природа Калифорнии: в парке Йосемити
Природа Калифорнии: в парке Йосемити

Искусство Калифорнии: Голливуд
Искусство Калифорнии: Голливуд

Университеты Калифорнии: Стэнфорд
Университеты Калифорнии: Стэнфорд


Стэнфорд

Виноградники Калифорнии
Виноградники Калифорнии

Города Калифорнии: Лос-Анджелес
Города Калифорнии: Лос-Анджелес

Города Калифорнии: Сан-Диего
Города Калифорнии: Сан-Диего

Города Калифорнии: Сан-Франциско
Города Калифорнии: Сан-Франциско

Города Калифорнии: Санта Барбара. Маленькая, да удаленькая. Самый очаровательный городок Америки!
Города Калифорнии: Санта Барбара. Маленькая, да удаленькая. Самый очаровательный городок Америки!

Калифорния хороша,Силиконовая долина хороша вдвойне

Жить здесь замечательно во всех отношениях, кроме дороговизны жилья – слишком много желающих, большой спрос, высокие цены.

Климатический рай долины, обилие рабочих мест и творческий дух притягивают сюда людей. У побережья долина обжита почти до предела. Чем ближе к Сан-Франциско, тем больше плотность населения.

Среди мегаполисов мира Силиконовая долина занимает третье место в мире по валовому внутреннему продукту на душу населения после Цюриха и Осло.

Жизнь каждого местного жителя проходит во многих городах долины, т. к. все они представляют собой ничем не разделённые частицы единого мегаполиса. Мы формально жили в Маунтин-Вью, но дома на другой стороне нашей улицы относились к Пало Алто, поликлиника была в Саннивеле, пробежки я делала в Лос-Алтосе, на концерты и музеи мы ходили в Сан-Франциско, Сан-Хосе, Купертино и другие города.

Родина гомо компьютикус

В жизни есть то, что входит в большую историю, и то, что не входит. Того, что входит, мало.

Однажды я посмотрела один за другим два фильма. Документальный про Стива Джобса и художественный «Полночь в Париже» про путешествие писателя во времени. Когда герой второго фильма попадал в среду писателей 20-х годов прошлого века, он каждую секунду соприкасался с большой историей в общении со знаменитостями того времени. А когда возвращался в своё время и место, окунался в банальную повседневность.

Если бы не второй фильм в сочетании с первым, я бы не осознала так ясно простую вещь.

В Силиконовой долине мы жили то время и в том месте, когда и откуда хайтековская палочка мага стремительно превращала привычный мир в мир гаджетов, а книжная культура замещалась экранной. На наших глазах шла цифровая революция в лицах. Происходил переворот в анимации, музыке, телефонной связи, персональных компьютерах, электронных книгах, виртуальном мире финансов, торговле и проч.

На территории компании Apple
На территории компании Apple

 Шаги революции были видны повсюду:

✔ на улицах, усыпанных офисами и корпусами всемирно известных компаний;
✔ в местных новостях, показывающих очередную презентацию Стивом Джобсом новинки Apple;
✔ в рабочих контактах и рассказах друзей о своей работе и руководителях;
✔ в магазинах горячих новинок гаджетов.

Офис компании Roxio
Офис компании Roxio

Жизнь гигантов компьютерно–гаджетной мысли привязана к этим местам. На каждом шагу мы сталкивались со зримой историей технологической революции. Дом, где вырос Джобс, находился совсем недалеко от нашего квартала. Нас окружало множество артефактов, ставших памятниками эпохи перехода к гомо компьютикус.

Непредсказуемым образом особое место среди них заняли гаражи, потому что создатели компьютерного мира начинали его лепку именно там.

В этом гараже начинали Билл Хьюлетт и Дэвид Паккард, создатели компании Хьюлетт Паккард
В этом гараже начинали Билл Хьюлетт и Дэвид Паккард, создатели компании Хьюлетт Паккард

Со временем гаражи и непрезентабельные мастерские превратились в суперкомпании: Intel, Google, Apple, Hewlett-Packard, Yahoo, Xerox, MacAfee, Cisco, Facebook, eBay, Visa Inc., PayPal и др. Мальчишки из гаражей реализовали фантастические идеи в персональных компьютерах, смартфонах, онлайн–торговле, электронных платёжных системах, социальных сетях, ксероксах, программировании и проч., и проч.

Все это было иллюстрациями эпицентра третьей промышленной революции, цифровой или информационной. Сегодня Силиконовая долина – эпицентр четвертой промышленной революции,  революции виртуальной реальности и искусственного интеллекта.

Компании хайтека под прицелом туристов

Обширные территории гигантов хайтека ничем не отделены от городской територии. Заборов нет, Соединённые Штаты – страна беззаборная. Многочисленные корпуса разбросаны по улицам городков долины. Возле главных корпусов обычно пасётся любопытствующая публика. Экскурсии в суперкомпании составляют часть маршрутов туристов и один из способов отдыха местных жителей.

Можно просто погулять по территории любой компании среди газонов, фонтанов и современных корпусов. Они соразмерны с городскими районами. 

Внутрь главных зданий гигантов хайтека тоже можно зайти. Там для туристов открыты бесплатные музеи и магазины сувениров.

Музеи компаний хайтека с местными экспонатами всемирного значения — одна из визитных карточек Долины.

Территория компании Гугл – это целый городок в Маунтин-Вью с живописными уголками. В выходные дни на стоянках много машин работников. Творческая работа, как видно, засасывает; фанаты в хайтеке – не редкость.

Один из корпусов Гугла
Корпус Гугла

Один из корпусов Гугла
Один из корпусов Гугла

Один из корпусов Гугла
Один из корпусов Гугла

Говорят, в зданиях компании много диванов, и до недавнего времени была бесплатная кормёжка. Можно есть и спать, «не отходя от кассы». Однажды прошла новость, что подкармливание запретили: бесплатная еда от работодателя не разрешается законом. Тем не менее менеджеры без труда находят легальные предлоги кормить работников в формате угощения участников всяческих мероприятий.

Яху тоже огромная, разбросанная по улицам города компания. Возле главного офиса стоят запоминающиеся скульптурные ворота, сделанные в стиле разных культур. Среди них есть ворота в китайском и индийском стилях. Китайцы и индийцы в силиконовом хайтеке играют большую роль, в Яху особенно.
Главный корпус компании Yahoo
Главный корпус компании Yahoo

Скульптурные ворота у входа в главный корпус
Скульптурные ворота у входа в главный корпус

Скульптурные ворота у входа в главный корпус
Скульптурные ворота у входа в главный корпус

Перед одним из корпусов Yahoo
Перед одним из корпусов Yahoo

Apple — скромный объект для туристов. Стив Джобс известен своей прижимистостью. В головном здании есть большой холл для посетителей, магазин сувениров. Ничего особенного, но туристы здесь толкутся и фотографируются.

На территории Apple
На территории Apple

Интел — самая дружелюбная компания. Там есть отличный музей по истории предприятия, которая равнозначна мировой истории чипов и компьютеров. Музей популярен. Людей организуют в группы и одну за другой проводят бесплатные экскурсии. Там можно развлечься с интерактивными экспонатами.

В музее Intel
В музее Intel

В музее Intel
В музее Intel

На территории разбросано много высоких зеркально-синих зданий, которые эффектно смотрятся на фоне окружающей зелени и голубого неба.

Голубой корпус Интела с отражением зелени и неба
Голубой корпус Интела с отражением зелени и неба

Вход в главный корпус Intel с музеем
Вход в главный корпус Intel с музеем

Название долины пошло именно от интеловских силиконовых (кремниевых) чипов: однажды корреспондент газеты, рассказывавший о продукции Интела, назвал долину силиконовой. Так и закрепилось.

Улицы обширной ухоженной территории компании Hewlett-Packard – это одновременно улицы города Пало Алто с зелёными газонами, фонтанами и цветами.

В компании Hewlett-Packard
В компании Hewlett-Packard

Сохранился исторический гараж, где два молодых человека начали историю компании. Музей у компании тоже есть, но не в общем доступе.

Некоторые здания–реликвии хайтека совершенно незаметны. Мы покупали фрукты в неприметном магазине-стекляшке. Как–то случайно обратили внимание на табличку перед входом. Оказалось, что именно здесь в 1956 г. начались исследования и производство, сделавшие долину Силиконовой. Вот тебе и стекляшка.

В этом месте началась Силиконовая долина
В этом месте началась Силиконовая долина

Мемориальная табличка на месте, где  начиналась Силиконовая долина
Мемориальная табличка на месте, где  начиналась Силиконовая долина

Силиконовый тупик России

На наших глазах президент Д. Медведев и большая команда «чубайсовцев» приезжали с визитом в компанию Хьюлетт Паккард и предлагали фирме, как я знаю из первых рук, создать в Сколково предприятие по производству чего-нибудь. Команда воров вела речь о вынесении какого-нибудь фрагмента производства компании в Россию. Насколько я могу судить, им нужен был пиар российской «Силиконовой долины», а вовсе не хайтек.

Президент России в гараже, где в 1938 году Хьюлетт и Паккард собрали свой первый осциллограф.
Президент России в гараже, где в 1938 году Хьюлетт и Паккард собрали свой первый осциллограф. Фото 2010, commons.wikimedia.org

Почитала про Сколково. Интересная тема, но, на мой взгляд, не про то, что декларируют его создатели, а про то, как выдвинуть так называемый проект, получить под него деньги и разворовать их. Чем грандиознее идея, тем грандиознее деньги.

Теоретически там может появиться успешное предприятие (из сотни собираемых «пилильщиками» идей и начинаний хоть одна может сработать), но затраты на его создание пойдут из кармана всех россиян, а собственником будет кто–нибудь из «распильных». С точностью до наоборот по сравнению с историей компаний Силиконовой долины.

Российские мальчишки «из гаражей» живут в другой реальности. Не то чтобы по В. Высоцкому «из всех коридоров им казалось сподручнее вниз», но подъем к вершинам бизнеса тернист.

Фундаментальные различия карьерного успеха в США и России начинаются с разной философии личного успеха, труда и социальной иерархии, а также с противоположных представлений о порядке и правилах. На выходе у одних – чудеса хайтека, у других – дворцы и яхты.

Российские учёные, работающие за границей, мрачно улыбаются, когда речь заходит о Сколково.

Люди Силиконовой долины

На глаз, здесь совсем немного афроамериканцев и примерно поровну азиатов, белых и бронзовых (латиноамериканцев).

Много этнической бронзы – латино-пипл. Заняты они в основном на стройках и других близких по содержанию работах. Как рассказывают репортажи журналистов, много мексиканцев приезжают в США на несколько лет, работают на износ, спят по очереди по трое на одну кровать. Устают, как черти, но скапливают столько денег, сколько на родине зарабатывают за десятилетия, и возвращаются домой.

Мексиканцы, на мой взгляд, люди трудолюбивые, и в них чувствуется религиозная мораль католического образца.

В долине также много китайцев и индийцев. Эти трудятся в основном в хайтеке.

Русских тоже много, больше, чем в других штатах, где мы были. В магазинах русская речь – обычное дело. В музеях хайтека она слышится со всех. Я как-то спросила у одних, не группа ли руссо–туристо. Нет, просто любопытная группа местных товарищей.

Люди долины вежливые, как везде в США, но не такие, как в провинции, где живут одной деревней. Местный водитель автобуса как–то захлопнул дверь перед самым моим носом. По меркам Арканзаса просто отморозок. Но в целом с доброжелательностью всё в порядке. Незнакомые тоже часто здороваются на улицах.

Куда не пойдёшь по делам – везде муравейник. Сильная скученность стимулирует некоторую психологическую замкнутость. На мой взгляд, здесь труднее подружиться, чем в других местах Америки. Действуют центробежные силы.

Встретила пару раз удивительное для США «силиконовое» недоверие. Как-то на выходе из магазина Wal–Mart контролёры проверяли товары и чеки и делали на чеках пометки, чтобы второй раз покупатель не вынес товар по тому же чеку.

Невиданно! Америка – страна доверия. Почтовые посылки везде бросают под двери, их не воруют. Возле домов есть довольно ценный декор, никто не берет. Воры, конечно, есть. Но не так много, чтобы замуровываться высокими заборами и металлом, хотя осторожные и богатые люди ставят сигнализацию.

То же доверие с кредитками-дебитками. Несколько лет я в своих визитах в США расплачивалась картой мужа, и только однажды продавец в Арканзасе попросила показать документ: «Я не знаю, что это ваш муж!» Какая постановка вопроса! Никто в принципе не имеет права пользоваться чужой картой, и с документом, и без документа. Здесь, в Долине, в порядке вещей попросить документ, чего я не встречала раньше.
***

Другие посты про Силиконовую долину:

Вернуться на главную страницу: https://russamerist.blogspot.com/

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Американцы какими я их вижу спустя 20 лет жизни в США

Триумф и фиаско первых 100 дней президента